Пользователь Суриков Евгений задал вопрос:
Здравствуйте. Ситуация в следующем: приобрели дорогостоящий смартфон, во время эксплуатации (в период гарантийного срока)заметили , что связь постоянно теряется, заряд батареи значительно ниже заявленной. Обратились в салон связи, где приобретали телефон. Сдали на ремонт, после срока истечения ремонта (45 дней), никто на связь из салона не выходил. Обратились сами - нам ответили, что вам придёт новый аппарат из Москвы, мы вам сообщим. Через две недели ожидания мы отправили в салон претензию с просьбой расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Они ответили: аппарат пришёл уже давно, вы якобы не проявляли интерес, а мы по указанному номеру безрезультатно пытались с вами связаться. Мы ничего не нарушили, забирайте телефон. Могу ли я всё таки настаивать на возврате уплаченной суммы за телефон?
Здравствуйте!
Согласно п.1 ст. 503 ГК РФ «Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на устранение недостатков товара».
Статья 20 Закона о защите прав потребителей. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
В вашем случае срок устранения недостатков вашего товара был 45 дней. Из анализа вашей ситуации видно, что срок устранения недостатков вашего товара был нарушен.
Согласно п.2 ст. 23 Закона о защите прав потребителей «В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона».
Абз.1п.1 ст. 18 Закона о защите о прав потребителей «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Для полного уяснения всех вопросов можно проанализировать нормы Постановления Пленума ВС от 28.06. 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в п.38 говорит нам, что «Суду необходимо иметь в виду, что право выбора вида требований, которые в соответствии со статьей 503 ГК РФ и пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.
При этом потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона о защите прав потребителей, при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
По истечении этого срока отказ от исполнения договора купли-продажи либо требование о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из перечисленных в пункте 1 статьи 18 Закона случаев: обнаружение существенного недостатка товара (пункт 3 статьи 503, пункт 2 статьи 475 ГК РФ), нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (статьи 20, 21, 22 Закона), невозможность использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».
Если сделать вывод по вашей ситуации, то вы имеете право на отказ от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной ранее вами суммы за ваш смартфон.